ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ
К МОМЕНТУ ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Ты взрослый или ребёнок?
4. Как зовут маму, папу, кем они работают?
5. Твоя сестра, брат старше тебя или младше?
6. Ты любишь рисовать?
7. Назови свой адрес.
8. Сколько человек в вашей семье?
9. Сколько у тебя пальцев на руке?
10. Покажи много пальцев.
11. Покажи локоть, коленку, брови, ресницы, ухо, уши.
12. Каких ты знаешь животных?
13. Каких ты знаешь птиц?
14. Какие ты знаешь деревья, цветы?
15. У кого больше ног: у собаки или петуха?
16. Какие ты знаешь овощи, фрукты?
17. Какие ты знаешь продукты питания?
18. Чем отличаются дикие животные от домашних?
19. Каким одним словом назвать лук, морковь, помидоры?
20. Что остается на земле после дождя?
21. Как правильно переходить дорогу?
22. Если я сейчас буду говорить что-то неправильно, поправь меня, пожалуйста:
Он ушла на речку.
Там увидел маленькую рыбку.
Потом бросил один камни.
Из воды выпрыгнул зеленый лягушка.
23. Разложить серию картинок на тему «Что сначала, что потом».
II. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ
1. Придумай фразу из двух слов.
2. Сколько звуков в словах Маша, сок, стол.
3. Сравни два слова Маша и Паша: какие звуки одинаковые, а какие разные?
4. Как можно сказать про маленький стул, маленькое яблоко, маленькую собачку?
5. Я скажу начало фразы, а ты придумай конец.
Он вышел, когда было…
Миша взял игрушку, которая…
Он не пошёл на прогулку, потому что…
Если кусок льда принести в комнату, то…
Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…
1. Изменение слов по числам: лампа, город, окно, ухо, горошина, флаги, книга, знамя, стол, гнездо, крыло, человек, ребёнок.
2. Какое слово длиннее: карандаш – карандашик, кот – кит, час – минута, ус – усик, удав – червячок.
3. Знание антонимов: высоко — …….; день — …….; заснула — …….; вблизи — …….; сухо — …….; детский — …….; светлый — …….; вставь — …….; радость — ……..
III. УМЕНИЕ СЧИТАТЬ
1. Сосчитай до 10 и обратно.
2. А дальше умеешь считать?
3. Назови число на один меньше, чем 9; 7.
4. Что больше: 9 горошин или 8 карандашей?
5. Покажи, где у книги верхний правый угол, нижний левый.
6. Какое число стоит между 3 и 5?
7. Чем похожи круг и овал?
8. Задание: возьми из коробки 10 палочек, сложи то же, что у меня (в прямой и зеркальной проекции).
9. Решение простых арифметических задач без наглядной опоры.
10. Знание основных цветов.
IV. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Рассказывается история с провокацией:
Дружили муравей и осёл. И вот однажды встречаются они, и муравей спрашивает: «Почему ты, осёл, такой грустный?» «Я такой голодный»,- отвечает осёл. «Не грусти, ослик. Я тебе помогу. Иди по этой дороге и там за пригорком, увидишь высокую, сочную траву, вот и наешься». Обрадованный осёл, побежал по дороге искать траву. Бегал-бегал, ничего не нашёл. Обиделся осёл, решил, что муравей обманул его. Как ты думаешь, обманул муравей осла или нет?
V. ПРОВЕРКА СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ
Предлагается рисунок, который ребёнок должен, как можно точно, скопировать
VI. РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ
Срисовать буквы, написанные латинским шрифтом.
S A G U I R
Родителям первоклассников
Увлекшись развитием умственных способностей ребёнка, родители часто забывают о самом ребёнке его внутренних переживаниях, ожидания, об индивидуальных особенностях (темпе деятельности), о внутренних мотивах. Спросите ребёнка, зачем он идёт в школу, и вы услышите: «Хочу, потому что .... Купили портфель, друг ходит, мама сказала, спать днём не надо, десятки получать, хочу всему научиться, не хочу ходить в детский сад и т.д.». Или: «Не хочу идти в школу, потому что, надо делать уроки, нельзя много играть в игрушки, бабушка сказала, что закончились мои золотые денёчки, и т.д.». Что говорят нам детские ответы? Ребёнку, который впервые переступает порог школьного здания, нужно познакомиться и со взрослыми, и с детьми, установить е ними отношения, понять новые правила поведения, принять, что результаты его усилий будут оцениваться учителем. Но всё это понимаем мы, взрослые, уже пережившие и усвоившие школьный опыт. Важно, чтобы у ребёнка выработалось положительное отношение к школе, чтобы ему хотелось чувствовать себя учеником, чтобы его волновали новые права и обязанности. Необходимо сформировать у ребёнка уверенность в своих силах, инициативность, ощущение компетентности, успешности. Очень важно, чтобы ребёнок получил и осмыслил сведения об устройстве школьной жизни. Необходимо представить ребёнку- конкретную информацию: «В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся, во время перемены играют, разговаривают, готовится к уроку. На уроке отвечают на вопросы учителя. На вопрос учителя отвечать нужно громко. В школе звенит звонок. По нему учитель и ученики узнают о начале и окончании урока. Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а ещё там могут лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи». Следует дать информацию о школьных принадлежностях, рассказать, для чего нужна обложка для тетрадей, что лежит в пенале, почему тетради кладут в папку и г.д. Покажите ребёнку свои школьные фотографии, расскажите о любимых уроках, сходите на экскурсию в школу, спортивный зал, столовую. Почитайте стихи, рассказы о школе, предложите нарисовать школу.
Как правило, родители склонны к резкому противопоставлению социальных позиций школьника и дошкольника. Подразумевается, что переход в школу означает полный отказ от дошкольных форм поведения. «Ты же теперь первоклассник», - тег и дело слышит ребёнок, 1 сентября ребёнок должен волшебным образом начать вести себя как школьник, причём не только на уроке, но и за его приделами.
Очень важно взрослым сделать свои требования и ожидания более реалистичными. Ваш первоклассник может получить следующие представления о школьнике: это ребёнок, который ходит в школу, учится, выполняет домашние задания. На уроках он слушает учителя и старается выполнить его задания. А вот на перемене и дома он может бегать, прыгать, трать. Таким образом, ребёнок обязан быть школьником на уроке, но в остальное время он имеет право на дошкольные формы поведения. Обсудите с ребёнком, чем школьник и дошкольник отличается друг от друга, расскажите о своих школьных друзьях, о своих обязанностях в школе.
Советы педагога-психолога
-
Интересуйтесь школьными событиями своего ребенка ежедневно. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке чтения?», «Чем вас сегодня кормили?», «С кем ты сегодня подружился в классе?» и т.д.
-
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований очень трудна.
-
Учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по- разиому. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
-
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
-
Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
-
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
-
Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
-
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
-
Учитесь вместе с ребенком, объединитесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником, посторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.
Коммуникативная готовность
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развитии коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях е друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
"Портрет" первоклассника, неготового к школе:
-
чрезмерная игривость;
-
недостаточная самостоятельность;
-
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперреактивность;
-
неумение общаться со сверстниками;
-
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
-
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
-
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
-
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
-
недостаточное развитие произвольной памяти;
-
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. и.).
Как помочь дошкольнику?
1. Выбор школы и программ.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, сели вы видите, что он морально нс готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить еще год в детский сад. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору программ: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность,
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
3. Коллектив.
Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело,