Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Особенности подростковой профориентации

Дата: 17 мая 2017 в 10:43, Обновлено 23 июня 2022 в 10:12

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Профориентация подростков: зачем нужна

Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам: 

* позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;

* выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;

* повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Факторы, влияющие на выбор профессии 

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

* весь спектр профессий;

* перспективное развитие той или иной профессии;

* социальная необходимость в определенной профессии;

* престиж профессии, статус, который она дает;

* материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

* материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;

* социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;

* моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;

* мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;

* профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;  

* утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;

* творческие, дающие волю фантазии и креативности;

* эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.

Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка. Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

* особенности темперамента;

* специфика нервной системы;

* общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

Методики 

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.

ДДО. Автор Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

«человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;

«человек-техника» — технические специальности;

«человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;

«человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;

«человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов». А. Голомшток

Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:

- физика и математика;

- химия и биология;

- радиотехника и электроника;

- механика и конструирование;

- география и геология;

- литература и искусство;

- история и политика;

- педагогика и медицина;

- предпринимательство и домоводство;

- спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн

Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

- профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;

- менеджмент – стремление управлять людьми;

- автономия – стремление к независимости в работе;

- стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;

- служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;

- вызов – находить уникальные решения сложных задач;

- интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;

- предпринимательство – создавать новые услуги и товары.

Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком. 

Советы психолога 

Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д..

Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.

Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности. 

Если подросток пробует себя во многих сферах: различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.

Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы. Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как лабильность, креативность, общительность и, конечно, высокие интеллектуальные способности. Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно. Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.