Информация для родителей
«Как помочь ребёнку правильно
выбрать будущую профессию»
В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребёнка: вполне естественно, что он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личности преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора. По моему опыту наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают именно родители, ближайшие родственники: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому вы, уважаемые родители, должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребёнку. Как правило, вы высоко оцениваете значимость образования в современной жизни и активно формируете у своего ребёнка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильности, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определённых статусов практически детерминируется учёбой, прохождением через формальные организации института образования.
Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% анкетируемых родителей считают, что их дети должны получить высшее образование.
Примите, пожалуйста, такие пожелания: изучите интересы, возможности и способности своего ребёнка, ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы. При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков, чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п. Поэтому при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.