ПРОГРАММА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
государственного учреждения образования
«Бельский учебно-педагогический комплекс
ясли-сад-средняя-школа»
на 2021-2025 годы
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную работу с обучающимися, воспитанниками УО.
- Актуальность разработки программы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В рамках программы непрерывного воспитания Республики Беларусь на новый план в деятельности учреждений образования выходит работа по предпрофильной и профильной подготовке подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в УО.
Ситуация по данной проблеме в учреждении образования характеризуется следующими проблемами:
-отсутствием системной работы по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, воспитанников;
-необеспеченностью образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, компьютерной техникой, учебно-наглядными пособиями, видеофильмами и т.д.;
-неготовностью обучающихся к решению проблемы продолжения образования после школы;
-низкой мотивацией, несформированностью у обучающихся профессионального прогнозирования.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
- Цели и задачи профориентационной работы
Цель: оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1.получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;
2.обеспечение диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
3.способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
- Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику обучающегося через специально организованную деятельность общения.
Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников и обучающихся можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в учреждении образования:
Разновозростная группа яслей-сада:
- формирование первоначальных конкретно-наглядных представлений о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-развитие представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения. I_- IV классы:
-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
V- VII классы:
-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
VIII-IX классы:
-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
X-XI классы:
-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
4. Содержание профориентации в условиях непрерывного воспитания и образования
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности воспитанников и обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
5. Основные формы работы
Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются воспитательные мероприятия, классные часы по профориентации, игры- конкурсы, связанные с выбором профессии.
№ п/п |
Форма работы |
Краткое описание |
1 |
Профпросвещение |
Начальная профессиональная подготовка обучающихся осуществляется через уроки трудового обучения, организацию работы объединений по интересам и т.д. |
2 |
Профинформация |
Система мер по ознакомлению обучающихся: -с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда; -с характером работы по основным профессиям и специальностям; -с образовательными учреждениями среднего, средне-специального и высшего профессионального образования, расположенными в Республике Беларусь. |
3 |
Профконсультация |
Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности обучающего с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии. |
6. Направления работы
Организационно-методическая деятельность:
-работа координаторов по профориентационной работе с обучающимися и воспитанниками;
-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с обучающимися и воспитанниками:
-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
-анкетирование;
-организация и проведение экскурсий;
-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
-проведение родительских собраний;
-лектории для родителей;
-индивидуальные беседы педагогов с родителями обучающихся;
-анкетирование родителей обучающихся;
-привлечение родителей обучающихся для выступлений перед ними с беседами;
-привлечение родителей обучающихся для работы с руководителями объединений по интересам, общественных ученических организаций;
-помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
-избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения учащихся;
-создание попечительского совета, включающего работников учреждения образования, родителей обучающихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь УО, представителей шефских организаций и т.д.
7. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в УО
Координатор деятельности - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят:
-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения обучающихся и воспитанников с целью согласования и координации их деятельности;
-поддержание связей учреждения образования с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся;
-планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой учреждения образования;
-осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы образовательной работы, направленной на самоопределение обучающихся;
-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
создание ученических профильных отрядов, организация летней трудовой практики;
-организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
-организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения обучающихся;
-осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, психолога по проблеме профессионального самоопределения обучающихся.
Педагог,исполняющий функции классного руководителя: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы УО:
-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся;
-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
-организует тематические и комплексные экскурсии обучающимся на предприятия;
-оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
-организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учитель-предметник:
-способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся , используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
-обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
-способствуют формированию у обучающихся адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;
-адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся.
Воспитатель яслей -сада:
- даёт воспитанникам начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- формирует у воспитанников эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- проводит экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Библиотекарь:
-регулярно подбирает литературу для обучающихся и учителей в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
-изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
-обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).
Социальный педагог:
-способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки;
-оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
-осуществляет консультации обучающимся по социальным вопросам;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения обучающихся.
Педагог- психолог:
-изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся;
-осуществляет мониторинг готовности обучающихся к профессиональному самоопределению через анкетирование их родителей;
-проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;
-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;
-способствуют формированию адекватной самооценки;
-приглашает родителей обучающихся для выступлений перед обучающимися о своей профессии, привлекает их для работы руководителями объединений по интересам;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающих;
-создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник Бельского АВОП:
-используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у обучающихся установки на здоровый образ жизни;
-проводит беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
-оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
-оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности обучающихся.
8. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
Критерии |
Показатели |
|
IX класс |
X-XI класс |
|
Когнитивный |
1.Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. |
|
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. |
3.Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств. |
|
4.Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. |
4. Знание своих интересов, склонностей, способностей. |
|
Мотивационно - ценностный |
1.Заинтересованность в получении знаний. 2.Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем. 3.Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности. 4.Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями. 5.Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. |
1.Устойчивые познавательные интересы. 2.Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3.Адекватная самооценка профессионально важных качеств. |
Деятельностно -практический |
1.Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. |
|
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. |
2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию профессионально важных качеств. |
- Оценка эффективности профориентационной работы
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;
-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая обучающимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
-уверенность в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;
-степень самопознания обучающего. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать обучающемуся достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;
-наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
-индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей обучающегося, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
-направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).