«Все работы хороши… выбирай на вкус…»
Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси
Цели и задачи профориентационной работы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Таким образом можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Уважаемые выпускники! Пройти профориентационный тест вы можете здесь - http://kudapostupat.by/tests
Инструкция «как выбрать профессию»
1. Возьмите лист бумаги и мысленно разделите его на две части. В первый столбик выпишите школьные дисциплины, которые не вызывают у вас затруднений, занятия, которые доставляют вам удовольствие, а также имеющиеся у вас хобби. Во второй столбик, соответственно, запишите те предметы, которые даются вам с трудом, а также самые нелюбимые обязанности.
2. Используйте полученную таблицу, составляя перечень подходящих вам профессий. Если профессия связана с выполнением перечисленных в первом столбике действий или изучением указанных там дисциплин, скорее всего она вам подойдет. Если же большую часть времени придется заниматься тем, что входит во второй столбик, вряд ли такая профессия будет вам по душе.
3. Пройдите несколько профориентационных тестов. Найти их можно в интернете. Кроме того, нередко тест на профориентацию может провести и школьный психолог. Подобные тесты оценивают ваши склонности и особенности характера, интересы и способности. Как правило, после прохождения теста и оценки ваших ответов, вы узнаете, какой тип профессий вам больше всего подходит: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
4. Выпишите или запомните профессии, которые относятся к этому типу, а затем оцените каждую из них, вычеркнув те, которые по тем или иным соображениям не устраивают вас. В первую очередь подумайте, готовы ли вы смириться с условиями труда, которые может предполагать данная профессия: ненормированный рабочий день, командировки, тяжелый физический труд, работа на улице при разных погодных условиях, необходимость общения с большим количеством людей и т.п.
5. Изучите востребованность в специалистах данной профессии на рынке труда, а также доступность получения соответствующего образования. Если в вашем городе невозможно получить образование по этой профессии или нет спроса на специалистов данного профиля, вам придется быть готовым к переезду в другой город, а возможно и в другую страну. Оцените как свою готовность к переезду, так и материальные возможности осуществить это. Кроме того, учитывайте, что получение образования, как правило, занимает несколько лет, за это время ситуация на рынке труда может кардинально измениться.
6. Узнайте, каков уровень зарплаты у специалистов этого профиля. Для этого почитайте обзоры от рекрутинговых или социологических агентств или зарегистрируйтесь на крупном портале по поиску работы. Имейте в виду, что уровень оплаты труда может значительно отличаться даже в соседних регионах или городах.
7. Получив список наиболее, на ваш взгляд, подходящих вам профессий, посоветуйтесь с родителями и близкими. Во-первых, они хорошо знают вас и ваши особенности, а во-вторых, обладая большим жизненным опытом, родители могут рассказать вам о «подводных камнях» той или иной профессии. Однако не стоит целиком полагаться на мнение окружающих. Выбирая профессию, нужно принимать решение самостоятельно.
8. Ищите возможности узнать как можно больше о выбранной профессии. Расспросите знакомых, которые трудятся в данной области, устройтесь, хотя бы на время, помощником или ассистентом к представителю выбранной профессии. Учась в университете, ищите подработку, связанную с вашей будущей специальностью.